Молодые ученые усиливают свою роль в Университете

18 мая состоялась рабочая встреча ректора СПбГУ Н. М. Кропачева с председателем Совета молодых ученых Д. Н. Разеевым. В беседе обсуждался ход подготовки встречи ректора с молодыми учеными Университета, а также были обсуждены наиболее актуальные вопросы, волнующие молодых ученых-универсантов.
Данил Николаевич, что сегодня больше всего волнует и тревожит молодых ученых Университета?
Одним из самых острых вопросов по-прежнему остается вопрос о предоставлении жилья молодым универсантам. Ректор в ходе нашей беседы отметил, что позиция руководства Университета заключается в том, чтобы предоставлять жилье не просто всем, кто в нем нуждается, а талантливым ученым, т. е. квалифицированным и перспективным специалистам в соответствующей области знания. В этой связи ректор считает более правильным выделять определенные квоты не на факультеты, которые могли бы ими распоряжаться на внутрифакультетском уровне, предоставляя служебное жилье исключительно по социально-бытовым потребностям молодого специалиста, а выработать единую политику предоставления жилья молодым ученым по принципу их научной квалификации и веса в академическом сообществе. Руководствуясь именно таким единым принципом, ректорат недавно принял решение предоставить жилье профессору С. В. Кривовичеву, лауреату премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых.
Наверное, не менее актуальны для молодых ученых СПбГУ вопросы, связанные с научной деятельностью, исследованиями, публикациями. Какие существуют механизмы поддержки молодых ученых в этом плане?
Безусловно, еще один важный вопрос, который в различных вариациях молодые ученые адресуют ректору, касается проблемы учета интересов молодых ученых при распределении тематического плана научно-исследовательских работ СПбГУ, т. е. бюджетного финансирования, выделяемого ежегодно Университету учредителем на проведение научных исследований. Молодые ученые считают, что существующая система не вполне адекватно отражает потенциал молодых ученых. Дело в том, что уже состоявшийся ученый, работающий в Университете, как правило, не имеет проблем с публикациями, за его плечами стоит многолетний опыт и серьезная научная репутация. И, разумеется, при сравнении научного потенциала поданной заявки со стороны молодого ученого (или научного коллектива, возглавляемого молодым ученым) и со стороны зрелого ученого, преимущества практически по всем позициям оказываются у последнего. В этой связи молодые ученые считают целесообразным рассмотреть возможность выделения своеобразной квоты на проведение научных исследований коллективами молодых ученых. Ректор предложил отнестись к решению подобных вопросов с осторожностью, заметив, что даже если попытаться на практике реализовать такое предложение, то чрезвычайно трудно будет определить, какой именно должна быть эта квота. Кроме того, у нас нет никакой гарантии, что исследования, проводимые молодыми учеными, в научном плане будут успешнее, чем исследования, реализуемые их старшими коллегами. В этом отношении, по мнению ректора, нет особого смысла делить науку на молодую и старую. Вместе с тем ректор согласился, что в Университете при формировании тематического плана научно-исследовательских работ должны существовать механизмы, предусматривающие поддержку молодых ученых. Одним из таких механизмов, по его мнению, должно быть обязательное наличие в составе научно-исследовательских коллективов представителей молодежной науки, как это, к примеру, предполагается в ряде федеральных целевых программ (имеется в виду обязательное наличие в составе исполнителей проектов не менее 20 процентов аспирантов, молодых ученых со степенью кандидата наук до 35 лет и доктора наук до 40 лет). Подобный механизм, действительно, нужно закрепить в Университете. Еще одной возможностью было бы включение в состав Экспертной комиссии по формированию тематического плана научно-исследовательских работ СПбГУ представителя от Совета молодых ученых. В этой связи ректор дал поручение проректору по научной работе Н. Г. Скворцову включить меня в текущем году в состав Экспертной комиссии для учета интересов молодых ученых.
В беседе с ректором обсуждался и вопрос о том, что он думает об усилении роли молодых ученых через механизм увеличения представительства молодых ученых в составах ученых советов факультетов и Университета. Ректор отнесся к такой инициативе положительно, заметив, однако, что следует вести речь об успешных молодых ученых, которые уже показали себя лидерами в той или иной области знания. В связи с проводимым сейчас обсуждением нового устава СПбГУ ректор посоветовал направить официальное предложение о включении представителя от Совета молодых ученых в состав Ученого совета СПбГУ в адрес проректора по правовым вопросам М. Н. Кудилинского. И мы уже это сделали.
Шла ли речь о разработке в Университете специальной программы поддержки молодых ученых, инициатором которой как раз и был Совет молодых ученых?
Конечно. На своем заседании 31 марта мы создали специальную рабочую группу, которая будет работать в этом направлении. Ректор посоветовал обязательно соотносить возможность такой программы с программой развития Университета, которая недавно была разработана и направлена на утверждение в Правительство Российской Федерации. Действительно, нужно согласиться с тем, что развитие молодежной науки не может идти в каком-то ином русле, нежели развитие всего Университета, и поэтому программа поддержки молодых ученых должна быть интегрирована в программу развития Университета. Это касается и довольно часто задаваемых вопросов о том, будет ли продолжена в Университете программа дополнительной поддержки молодых ученых со степенью кандидата наук. Она действовала в Университете с начала 2000-х годов и в ее рамках молодым кандидатам наук, защитившимся в Университете, предоставлялась возможность на конкурсной основе пять лет работать в стенах alma mater на преподавательских должностях, занимаясь при этом и научной деятельностью. Прежде чем решать вопрос о возобновлении такой программы ректор предложил проанализировать, достигла ли существовавшая программа каких-то значимых результатов. Речь идет о том, сколько из молодых ученых, которые участвовали в этой программе, добились значимых научных результатов, сколько из них остались в Университете после завершения контракта на постоянных ставках, сколько из выпускников программы защитили докторские диссертации и т. д. Дело в том, что запустить программу дополнительной поддержки молодых ученых вполне возможно, но главное, чтобы заранее были ясны конкретные цели и задачи такой программы.
А каковы могут быть ее задачи, на Ваш взгляд?
Вполне возможно, допустим, предоставлять дополнительное финансирование тем молодым ученым, которые решились подготовить докторскую диссертацию. Ректор заметил, что Университет сверх тех трех тысяч рублей, которые получают докторанты, мог бы доплачивать молодому ученому ежемесячно в разы больше, допустим в течение двух лет до защиты докторской диссертации просто потому, что Университет заинтересован в высококвалифицированных кадрах. Но и молодой ученый, со свой стороны, должен почувствовать ответственность и соизмерять свои силы. Допустим, в течение двух лет молодой ученый для подготовки докторской диссертации будет получать порядка тридцати тысяч рублей (т. е. в десять раз больше чем его коллеги-докторанты в других учреждениях) из университетских финансов. Но он должен осознавать, что в случае, если не подготовит в итоге докторскую диссертацию, то, возможно, ему придется вернуть Университету все те средства, которые на него были затрачены. С точки зрения ректора, ответственность должна быть обоюдной. Должен заметить, что количество молодых докторов наук у нас и в самом деле невелико. По моим сведениям, докторов наук до 40 лет в Университете работает всего 35 человек. Узнав эту цифру, ректор даже предложил устроить для них отдельную встречу.
Это уже не первая Ваша подобная встреча с ректором. Каковы были результаты предыдущей?
В марте месяце в ходе предыдущей встречи уже были приняты важные решения, касающиеся усиления роли молодых ученых в Университете. По предложению ректора Совет молодых ученых представил кандидатуры молодых ученых в состав редколлегий серий «Вестника СПбГУ». Всего в состав редколлегий было предложено 7 кандидатур: Абакумов Евгений Васильевич, канд. биолог. наук, ст. преп., в состав редакционной коллегии Серии 3 «Биология»; Мельник Денис Валерьевич, канд. эконом. наук, доцент, в состав редакционной коллегии Серии 5 «Экономика»; Ланко Дмитрий Александрович, канд. полит. наук, доцент, в состав редакционной коллегии Серии 6 «Философия. Культурология. Политология. Международные отношения»; Рубченя Андрей Валерьевич, канд. геогр. наук, ст. преп., в состав редакционной коллегии Серии 7 «Геология. География»; Алексеев Константин Александрович, канд. филол. наук, ст. преп., в состав редакционной коллегии Серии 9 «Филология. Востоковедение. Журналистика»; Мануленко Виктория Владимировна, канд. медиц. наук, ассистент, в состав редакционной коллегии Серии 11 «Медицина»; Пивоваров Александр Михайлович, канд. социол. наук, ассистент, в состав редакционной коллегии Серии 12 «Психология. Социология. Педагогика».
Данил Николаевич, на Ваш взгляд, в Университете стали серьезнее относиться к молодым ученым?
Можно сказать, что молодым ученым начинает уделяться серьезное внимание. Замечу, что это очень важная задача. Ведь речь идет о воспроизводстве научно-педагогических кадров в Университете. Если мы хотим удержать в Университете самых талантливых его выпускников, то нужно заботиться об этом заранее. Ведь удержать талант силой не удастся. Нужно создать такие условия, при которых талантливый выпускник Университета будет видеть, что заниматься наукой и преподаванием в alma mater не только престижно, но и выгодно (не только в финансовом отношении, но и в плане реализации жизненного проекта в целом). Конечно, создание таких условий не может произойти в один момент. Надо создавать комплексную и конкурентоспособную систему поддержки молодых талантливых ученых в Университете.
Вера Свиридова
Фото Анастасии Козыревой