СПбГУ

Студентами стали по-честному

Источник: Санкт-Петербургские ведомости
    Накануне каждого учебного года вузы России переживают сильнейшую организационную и эмоциональную встряску, связанную с приемом очередного пополнения студенческого корпуса. А нынче еще и этот столь неоднозначно воспринимаемый обществом ЕГЭ... Поволновались и на факультете журналистики Большого университета, оказавшегося к тому же прошлой весной по ряду причин в центре пристального общественного внимания.
 
    О треволнениях этого периода наш корреспондент Александр ЖАБСКИЙ беседует с заведующим кафедрой международной журналистики, доктором социологических наук, профессором Анатолием ПУЮ, назначенным еще 13 июля исполняющим обязанности декана и председателя приемной комиссии факультета журналистики СПбГУ.
 
    - Анатолий Степанович, обрисуйте, пожалуйста, отличия приема на журфак в этом году по сравнению с предыдущими.
 
    - Прием был очень сложным, и, слава богу, он закончился!.. Впервые, поступая на многие направления и специальности, абитуриентам необходимо было представить результаты двух или трех единых госэкзаменов. Отчасти это, конечно, очень здорово: свои силы в крупнейших вузах страны могли попробовать не только столичные ребята, но и выпускники школ отдаленных городов и деревень - от Бурятии до Калининграда. На те факультеты, где не требовалось дополнительных испытаний, документы можно было направить даже почтой: главное, чтобы они пришли в Университет до назначенного срока и оказались допущены к конкурсу. Что же касается нашего факультета, то поступающие на отделение журналистики, прислав документы, должны были появиться тут лично, чтобы пройти еще и так называемый творческий конкурс, а на отделения рекламы и связей с общественностью - дополнительное испытание по обществоведению в форме традиционного экзамена.
 
    Особенность нынешнего приема заключалась еще и в том, что по решению ректора комиссии, проводящие творческие испытания, нынче возглавили представители творческой интеллигенции. В нашем случае - медиаиндустрии, и на журфаке председателем такой комиссии стал ваш главный редактор Сергей Слободской. У нас это было встречено, не скрою, болезненно, ибо воспринималось как некий элемент недоверия к испытанным факультетским кадрам. Хотя подобная практика была практически всегда - я сам участвовал в конце 1980-х - начале 1990-х годов в комиссии по обществоведению, которая "обслуживала" все факультеты, при поступлении на которые сдавалась эта дисциплина.
 
    - Как обеспечивались корректность приема, гарантии от чьего бы то ни было заинтересованного вмешательства?
 
    - Творческое испытание на отделение журналистики предполагало письменные работы, которые шифровались. Причем не вручную, как прежде, а компьютером. Поэтому никакой возможности манипулировать приемом не было ни у кого. Это я гарантирую, ибо приемные процедуры и их итоги ежедневно отражались и на факультетском сайте, и на специальных стендах. Сразу же мы обнародовали общий список юношей и девушек, которые претендуют на поступление на те или иные специальности, указав их результаты по ЕГЭ. На творческом испытании абитуриентов не вызывали по фамилии - они просто входили по очереди к тем членам комиссии, которые освобождались, и сдавали листы письменной работы и устного ответа по обществоведению с номером, присвоенным, как я уже сказал, беспристрастным компьютером. Членам творческой комиссии не полагалось знать имен абитуриентов, кто они, откуда, каковы их результаты по ЕГЭ. Так что каждый шел в открытый бой за свое будущее студенческое место - ибо бой был реальный.
 
    - Прежде, насколько я помню, на творческий конкурс абитуриентам журфака требовалось представить определенное число публикаций, после чего с ними проводили собеседование, а теперь вы упомянули письменные работы. Что это означает?
 
    - Это означает, что в свое время усилиями профессорско-преподавательского состава нашего факультета творческий конкурс был переведен в ранг экзамена. Есть программа творческого конкурса, которая опубликована, в том числе и на нашем сайте, - будущие абитуриенты имеют возможность заблаговременно с ней ознакомиться и подготовиться, в том числе и на подготовительных курсах. Суть в том, что в рамках 80 - 120 слов требовалось описать ту или иную ситуацию, заданную в билете, который вытянул на этом экзамене абитуриент. А комиссия уже оценивала, насколько он справился со своей задачей.
 
    - Оценивала непосредственно на месте или спустя какое-то время, как некогда сочинение?
 
    - В этом году - через какое-то время, поскольку все работы, напомню, были зашифрованы. Ребята выполняли письменные работы в течение определенного программой времени, потом сдавали их, отвечали второй вопрос, имеющий обществоведческий характер - о взаимосвязи и взаимозависимости общества и СМИ, а результаты экзамена становились известны через несколько дней после проверки письменных работ.
 
    - Любопытно, Анатолий Степанович, как определялся проходной балл?
 
    - Суммировались результаты всех ЕГЭ, выраженные, как известно, по стобалльной системе, с результатами творческих испытаний, где шкала оценок тоже имела сотню баллов, и выводилось их среднее арифметическое. Скажем, на отделение журналистики требовалось представить результаты ЕГЭ по двум предметам - русскому языку и литературе плюс итоги творческого конкурса. Бюджетных мест на эту специальность было выделено57, и они отдавались тем, кто занял с 1-го по 57-е рейтинговые места. Таким образом, проходной балл определялся результатом 57-го абитуриента в списке от общего числа поданных документов. При этом было три так называемых волны зачисления.
 
    - Сколько же принято на два других отделения - рекламы и связей с общественностью?
 
    - На них было выделено по пятнадцать бюджетных мест. Но это не означает, что ровно столько и принято - был ведь еще и внебюджетный прием. Ребята, которые подали заявления о приеме именно на внебюджетные места, сдавали специальный экзамен.
 
    - А нужно было сразу написать такое заявление или потом, не поступив на дневной "бюджет"?
 
    - Придя изначально в приемную комиссию, любой абитуриент мог либо сразу выбрать форму обучения, либо одновременно подать заявления на все шесть форм - дневную, вечернюю и заочную бюджетные и эти же, но внебюджетные правила приема это разрешают. Некоторые так и сделали, а кто-то, вероятно, был слишком уверен в своих силах или не сориентировался, и потому подал заявление только на дневной <бюджет>. Так что когда последние не прошли по конкурсу, оказалось, что они не могут участвовать в других конкурсах. Такая возможность у них появилась только сейчас, когда министерство приняло, к их счастью, решение о дополнительном приеме. И он официально начался у нас 21 августа. Еще до этого мы подали в приемную комиссию Университета заявку, что заинтересованы в дополнительном приеме на определенное число мест, и получили право осуществить его в пределах своей заявки. Впрочем, это отнюдь не значит, что именно столько и возьмем - студентами станут лишь те молодые люди, кто полностью соответствует требованиям, предъявляемым к нашим абитуриентам.
 
    - Насколько, если так можно сказать, доброкачественен нынешний набор?
 
    - Каких студентов мы набрали этим летом, станет понятно на первой же сессии. Но при этом мне было приятно, что члены комиссии по творческому конкурсу, выходя после экзамена, говорили, что ребята, поступавшие на отделение журналистики, очень хорошие, сильные.
 
    Поскольку нынешний прием был свободный, неуправляемый - я, повторяю, гарантирую это! - то на наш факультет смогли поступить на сей раз очень много иногородних ребят. И что удивительно и радостно, некоторые из них, причем не только городские, но и деревенские, не только привезли замечательные результаты по ЕГЭ, но и здесь дополнительные испытания сдавали здорово, подготовившись к ним очень серьезно. В итоге число иногородних первокурсников у нас нынче увеличилось в два раза по сравнению с прошлогодним приемом. И, кстати, сразу возникли проблемы с местами в общежитии - их теперь требуется нам намного больше. Но это вопрос решаемый, никто не останется без крыши над головой.
 
    И самое главное: желаю первокурсникам добиться того, ради чего они пришли на факультет журналистики Большого универа!