Источник: «Business FM», дата: 01.11.2012г.
Деньги, которые предназначены для развития российской науки, уходят на зарплаты ученым и ремонты помещений. Об этом говорил Владимир Путин в ходе заседания Совета по науке и образованию. Как отметил глава государства, за последнее десятилетие финансирование отрасли увеличилось в 10 раз и превысило 300 млрд. руб. в год. При этом денег на проведение самих исследований почти не остается. По словам Владимира Путина, финансировать разные статьи расходов надо отдельно, и руководствоваться, прежде всего, критерием эффективности. В эфире телеканала «ТВЦ» президент отметил:
«Одним из возможных решений может стать переход на систему постоянных и срочных контрактов в рамках государственных заданий. На постоянные контракты могут быть привлечены ведущие ученые, исследователи, которые добиваются высоких результатов в научной работе. А для остальных коллег сотрудников предусмотрена должна быть система срочных контрактов для работы в сильных научных группах в рамках конкретной темы или проекта. При этом финансирование организаций, имеющих устойчивую мировую репутацию, необходимо вести на постоянной основе».
По словам представителей научных учреждений Петербурга, деньги, предназначенные на научные изыскания, на ремонты не тратятся. Проректор по научной работе СПбГУ Николай Скворцов подчеркнул, что деньги, направленные на науку, не могут быть использованы для ремонта офисных или иных помещений. За этим в вузе тщательно следят - «у нас с этим строго», заявил Николай Скворцов. Ремонт лабораторий и установка там оборудования, как целевое назначение, жестко отслеживается, добавил проректор вуза.Что касается зарплат ученым - по словам президента, за последние 10 лет они выросли в 3 раза - то эти деньги по большому счету и есть вложение в науку. Николай Скворцов поделился, что зарубежные ученые отмечали большие вложения в научные программы в России, при этом они недоумевают по поводу незначительности инвестиций в самого ученого, его интеллектуальный капитал.Финансовое положение российских ученых по-прежнему несоизмеримо с доходами их западных коллег. Даже если ученый сам привлекает деньги, например, в виде гранта или договора на проведение подрядных работ, на него наседает и государство, и непосредственный работодатель. Изначальная сумма существенно сокращается в результате разного рода налогов и отчислений. Так, в СПбГУ кроме 18 процентов НДС научный работник должен отчислять 2 процента в управление научных исследований, 3 процента уходит в «централизованную часть накладных расходов», от 7,5 до 10 процентов передается в управление проректору на обеспечение работы факультетов (в сущности - на тот же ремонт). В итоге - до 33 процентов своих денег ученый отдает государству и научному учреждению. Из оставшейся суммы гранта более 30 процентов уходит государству в виде налогов. С зарплаты научного сотрудника удерживается 13 процентов налога на доходы физических лиц. Таким образом, служителю науки остается примерно половина изначальной суммы.