Источник: Day.Az; xronika.az
Интервью Day.Az c кандидатом исторических наук, доцентом и заведующим аспирантурой факультета международных отношений Санкт-Петербургского Государственного Университета, российским политологом Ниязи Ниязовым.
- Каждый раз, когда посредники в карабахском урегулировании заявляют о возможном прогрессе и весь мир с нетерпением ждет конструктивных решений с армянской стороны, до настоящих договоренностей дело не доходит. В чем причина, по-вашему?
- Мы, конечно, понимаем, что появление столь оптимистичных прогнозов по поводу встречи в Казани было вызвано позицией руководства России, США и Франции, которые незадолго до встречи трех президентов практически в открытую говорили о необходимости достижения хоть каких-то реальных договоренностей в деле урегулирования конфликта. Однако, как я уже неоднократно отмечал ранее, в Армении нет политических сил, способных пойти на освобождение оккупированных территорий Азербайджана ради достижения взаимоприемлемого мира.
Любой армянский политик любой политической окраски на международном уровне может сколь угодно долго говорить о необходимости решения карабахской проблемы, но принять решение об освобождении азербайджанских земель он не сможет, так как в этом случае он станет врагом собственных фашиствующих националистов, живущих мыслями о придуманном ими самими прошлом и фантазиями об утопическом будущем.
Бесспорно, в недрах армянской общественности раздаются голоса здравомыслящих людей, призывающих власти этой страны осознать реалии современных международных отношений в регионе и перейти к выстраиванию нормальных отношений со своими соседями. Но, к сожалению, всерьез рассчитывать на то, что в обозримом будущем им удастся оказать влияние на внешнюю политику своего государства, не приходится.
Именно в силу этого все усилия международных посредников, направленные на урегулирование карабахского конфликта, изначально обречены на провал. Только в случае, если мировое сообщество, и, в первую очередь, ведущие державы мира, назовут вещи своими именами, они смогут повлиять на позицию Армении.
Только в случае, если мировое сообщество и в первую очередь ведущие державы мира, назовут вещи своими именами, они смогут повлиять на позицию Армении
Но пока рассчитывать на это не приходится, так как посредники не пытаются восстановить попранные нормы международного права, а стремятся добиться от жертвы агрессии новых уступок. Такая вот "политика умиротворения" образца начала XXI века. - Стоит ли ожидать какой-то активизации вокруг процесса урегулирования в ближайшее время, или грядет затяжной тайм-аут?
- Думаю, определенная активность будет. Об этом свидетельствуют заявления главы внешнеполитического ведомства Франции, приглашение министра иностранных дел Азербайджана посетить Россию, запланированный визит в регион сопредседателей МГ ОБСЕ. Долгий тайм-аут в этом процессе может дать только один результат – приблизить силовое решение конфликта.
- Как вы думаете, в ходе предстоящего визита посредники предложат какой-то новый вариант урегулирования?
- Принципиально нового варианта не будет, в том числе из-за того, что у сопредседателей просто не было физического времени для составления подобного плана, тем более, для его согласования. Разве что они заранее просчитывали возможность провала встречи в Казани и приготовили "запасной вариант", но в подобное развитие событий верится с трудом.
- По-вашему, стоит ли изменить формат урегулирования, например, перейти к трехстороннему формату Баку-Москва-Ереван?
- Теоретически это было бы хорошо, но нам кажется, что в современных условиях сделать это невозможно. Как бы парадоксально это ни звучало, против подобного развития событий больше всего будет выступать как раз Ереван.
Так, сегодня, не имея иных реальных рычагов влияния на развитие ситуации в регионе, Армения всеми возможными способами стремится усугубить взаимную подозрительность, существующую в силу исторических причин времен холодной войны между Россией и Западом, с тем, чтобы каждая из сторон этого противостояния ради достижения геополитического доминирования в регионе Южного Кавказа делала те или иные экономические, политические и военные предложения Еревану.
В условиях, когда Грузия в своей внешней и внутренней политике целиком стала ориентироваться на Запад, а Азербайджан, вступив в ряды Движения неприсоединения, в очередной раз доказал свою реальную независимость, подобная игра позволяет Армении выживать. Правда, как показывает исторический опыт, подобная политика в конечном счете обречена на провал, так как в какой-то момент к государству, проводящему подобную политику, теряют интерес обе стороны.
Как показывает исторический опыт, подобная политика в конечном счете обречена на провал, так как в какой-то момент к государству, проводящему подобную политику, теряют интерес обе стороны
- Каковая сегодня вероятность военного решения конфликта?
- В отличие от большинства российских экспертов, я уже неоднократно заявлял и продолжаю заявлять, что вероятность военного решения конфликта находится в прямой зависимости от хода переговорного процесса. Времени на мирное урегулирование конфликта остается все меньше и меньше.
На мой взгляд, в обозримом будущем либо стоит ждать достижения каких-то соглашений по урегулированию конфликта, либо возобновление боевых действий станет неизбежным.