СПбГУ

Александр Сотниченко. Новости конца света

Источник: ПравКнига

Авторская колонка известногоисторика, политолога и религиоведа, специалиста по российско-турецким отношениям, доцента кафедры теории и историимеждународных отношений факультета международных отношений СПбГУ, заместителяглавного редактора Санкт-Петербургского центра изучения современного БлижнегоВостока Александра Сотниченко.

Новости последних лет поражают своейбеспощадностью, словно снисходят к нам из самого подземелья. Падающие самолеты,взрывающиеся электростанции, массовые убийства, теракты в детском саду… Все то,что в другие времена вызывало шок, недоумение, ужас, воспринимается как нечтосамо собой разумеющееся, пусть и отрицательную, но норму. Телезритель принялпорцию реальности, негативно оценил пять трупов в Туле, тяжело вздохнул ипринялся за еду. Ни один мускул не дрогнул на его лице. Он привык жить в аду,приспособился к его законам, перестал верить в возможность инобытия. Массовыеубийства стали нормой не в том смысле, что они разрешены законом или за нихникто не понесет ответственности. Убийственная норма заключается в том, чтоабсолютно все знают, даже уверены в продолжении катастрофической реальности,что завтра, через неделю, месяц новости все также будут окрашены человеческойкровью.

Я неоднократно сталкивался стаким отношением к жизни у подавляющего большинства современных россиян. Самыйпростой пример — воровство. Трудно найти человека, который бы одобрялкоррупцию, однако, налицо установившееся в обществе спокойствие относительноэтого факта. Наше отношение к воровству: «В России воровали всегда», «Этоискоренить невозможно», «Надо дать руководству наворовать, и когда ононасытится — тогда даст народу пожить», и поэтому каждый в меру занимаемогоположения пилит бюджет, распределяет гранты, несет с завода выпускаемуюпродукцию или берет по сто рублей с нарушителей паспортного режима. В насумерла вера в возможность нормального развития общества, государства, народа, ввозможность счастливой семьи, справедливой зарплаты, будущего, наконец. Затопроцветает уверенность в том, что «это» никогда не закончится.

Мы признали нашу жизнь адом и невидим выхода. Именно поэтому вслед за громкими убийствами, катастрофами искандальными хищениями не делается выводов. Единственный итог, выход изсоздавшегося положения — это бегство или в смерть, или за пределы признанной«территории катастроф», «проклятой страны» — России. Половина населения, такназываемая «экономически активная» находится в активном поиске новой родины(http://www.rg.ru/2010/08/26/opros-anons.html). Другая, экономически пассивнаяполовина уже смирилась с бессмысленностью своего существования и ступила напуть добровольного медленного самоубийства при помощи алкоголя, наркотиков ивиртуальной реальности. Словно конец света уже наступил и никакое будущееневозможно.

Нам тяжко нести бремя такоговремени. Времени, в котором убийство — норма. Однако, Господь, как известно,всегда каждому дает нести крест по силам. И спасется только претерпевший доконца. И если сейчас мало кто интересуется примером Иова Многострадального, томожно найти кое-что из самой недавней истории.

Всем известны удивительные темпыразвития современных Китая и Турции, делящих в нашем 2011 г. первое и второеместо по динамике роста экономики. Эти страны еще пока не сталипривлекательными для экономически активных россиян, однако, наблюдается оченьинтересная тенденция массового экспорта русских женщин на Восток замуж (в Турцииболее 200 тысяч, по Китаю данных нет, однако, тоже достаточно). Как известно,сильная нация женщин импортирует, слабая — экспортирует, кстати, еще сто летназад тенденция была обратная, вспомним, с чего начинается роман Шолохова«Тихий Дон». В конце XIX — начале XX вв. Турция и Китай удивительно напоминалисовременную Россию просто всем, от массового увлечения смертоноснымивеществами, черной меланхолии большинства населения, желания женщин «выйтизамуж за иностранца», демографического кризиса и ненависти ко всему своему.Алкоголизация и наркотизация современной России мало чем отличается отповального увлечения опиумом китайцев в конце XIX в., а российская коррупция —это почти калька с османской, осталось только откаты и взятки легализовать,регламентировать и собирать с них соответствующий налог, как это пыталисьсделать одно время в Стамбуле. Главная черта, характеризующая такие кризисныеобщества — это полное отсутствие веры в особый путь, собственную значимость, всветлое будущее для детей, осознание существующей реальности как нормы. Итолько появление новой системы ценностей, расставляющей все по местам, можетдать толчок к новому развитию. Настолько динамичному, насколько мы видим сейчасна примере наших соседей, еще недавно влачивших жалкое существование.

Это не значит, что в Турции иКитае не происходит массовых убийств. Несколько лет назад, например, наюго-востоке Турции расстреляли свадьбу, в результате чего погибли более 40человек. Однако, общество верит, что причины, побудившие убийцу к этомупоступку остались в прошлом, искоренены, и в будущем ничего такого не случится.У нас, к сожалению, остаются актуальными причины убийств, катастроф,алкоголизма. Общество это видит, и начинает воспринимать происходящее как нормужизни, а саму реальность русского бытия — как действующую модель ада.