Интервью Day.Az c кандидатом исторических наук, доцентом и заведующим аспирантурой факультета международных отношений Санкт-Петербургского Государственного Университета, российским политологом Ниязи Ниязовым.
- На недавней международной конференции в Душанбе президент Армении Серж Саргсян повел себя крайне неадекватно, заговорив о "независимости" Нагорного Карабаха. Как можете оценить его поступок: шаг отчаяния или…?
- Думается, таким образом Саргсян пытался решить две задачи. Во-первых, он так демонстрировал армянской общественности свою "крутизну" и готовность не идти ни на какие уступки в разрешении карабахской проблемы. Ведь не секрет, что в Армении определенная часть населения продолжает свято верить в справедливость агрессивной политики, которую ведет эта страна для воплощения в жизнь утопической идеи возрождения "Великой Армении". Для этой категории населения Армении подобные выступления Саргсяна - как "бальзам на душу", который в свою очередь позволяет не видеть реалий сегодняшнего дня.
А реалии таковы, что сегодня жителям Армении необходимо думать не о новых территориальных захватах, а о спасении своей, с каждым днем пустеющей, страны.
Вторая задача, которую пытался решить Саргсян в ходе упомянутого выступления – это, конечно, попытка в очередной раз продемонстрировать России свою преданность. Не секрет, что в РФ еще сильны позиции тех, кто всерьез оценивает степень взаимодействия тех или иных государств СНГ с Москвой не через призму реального взаимодействия, а исходя из того, были представители той или иной страны СНГ на очередном саммите этой организации или не были. Таким образом, Армения пытается в очередной раз играть на опасениях России и получить от этой страны новую порцию кредитов для умирающей экономики своей страны.
Но думаю, что подобная политика обречена на провал, так как нынешние власти России понимают, что с экономической точки зрения, взаимодействие России и Азербайджана не идет ни в какое сравнение с участием российского бизнеса в экономике Армении с ее закрытыми рынками сбыта и слабой покупательной способностью населения.
- Переговоры по Карабаху сейчас, так сказать, "на паузе". Есть ощущение, что посредники что-то готовят, или нет?
- Я уже неоднократно говорил, что посредникам уже просто нечего предложить сторонам. Ясно как божий день, что для начала процесса урегулирования необходимо, чтобы армянская сторона дала согласие на вывод своих оккупационных сил хотя бы с территории нескольких районов Азербайджана. Но армянские власти, даже если осознают, что должны это сделать ради спасения будущего своей страны, не могут открыто об этом заявить своему населению. Так как в этом случае они, скорее всего, будут сметены с политического олимпа воинствующими националистами. А раз так, то Армения будет настаивать на своем, требуя вначале признания "независимости" Карабаха.
Понятно, что Азербайджан, не пошедший на это во второй половине 90-х годов прошлого века, когда он был слабым в политическом, экономическом и военном планах, не пойдет на это сейчас, когда его ресурсы – политические, экономические, а главное военные, растут изо дня в день буквально на глазах.
- На какой период, по-вашему, может затянуться пауза в переговорах и чем все это может закончиться?
- В данном случае, делать прогнозы сложно, но для меня ясно одно – каждый день затягивание конфликта подводит его к силовому разрешению. Так, бесконечное ведение переговоров может радикализировать общественное мнение Азербайджана, которое и так считает, что настала пора использования военной силы для освобождения оккупированных частей страны, а не вести долгие и безуспешные переговоры с Арменией.
- Как вы думаете, может ли внутренняя социально-экономическая ситуация в Армении повлиять на разрешение карабахского конфликта?
- Мне кажется, что подобное развитие событий маловероятно. Во всяком случае, в ближайшие лет двадцать этого не произойдет. Поэтому Азербайджану следует укреплять свою армия, экономику, политическую систему и всерьез начать подготовку к будущей войне, а не рассчитывать на то, что идеология мирового армянства изменится в ближайшие годы и армянские оккупационные силы добровольно уйдут с азербайджанских земель.