СПбГУ

Российский эксперт: "Вероятность военного решения конфликта возрастает"

Источник: Day.Az
Интервью Day.Az с доктором исторических наук, профессором факультета международных отношений Санкт-Петербургского Государственного Университета Русланом Костюком.
 
 
- Как бы вы оценили состояние, в котором находится на данный момент 
процесс урегулирования карабахского конфликта? 
 
- Однозначного ответа нет. С одной стороны, складывается впечатление, что стороны за последнее время ни до чего не договорились, а посредническая миссия пока что ни к каким результатам не привела. Но если вспомнить недавнее совместное заявление посредников, то может создастся впечатление, что какие-то попытки сдвинуть конфликт с мертвой точки все же предпринимаются.
 
К сожалению, не первый год мы видим, что возможные посреднические консультации носят затемненный характер. Никто ничего не знает. Даже эксперты по Кавказу бывают в неведении. Но если говорить конкретно о России, то уверен, что попытки повлиять на ход конфликта будут предприниматься и дальше. Другое дело, насколько они будут результативны. Этого пока никто не знает.
 
- Как вы думаете, эти попытки будут предприниматься в этом году или необходимо дождаться окончания выборов в странах-посредниках?
 
- Что касается РФ, то каких-либо политический изменений здесь, скорее всего, ожидать не стоит. Поэтому МИД будет продолжать работать, так сказать, в штатном режиме. Однако, исходя из того, что мы видели ранее, я не очень верю, что до Нового года мы станем свидетелями каких-то интересных изменений в карабахском урегулировании. Российская же дипломатия будет работать. Но работать тихо.
 
- Вслед за выборами в странах-сопредах последуют выборы в Армении. Стоит ли до выборов в этой стране ожидать каких-то подвижек?
 
- Считаю, что дипломатического прорыва ожидать не стоит, и вряд ли это связано с выборами. Выборы проходили и раньше. Не думаю, что грядущие выборы президента Армении как-то нас удивят и повлияют на общий подход Еревана к карабахскому урегулированию. Все связано с готовностью к конкретному компромиссу. Так что в ближайшие месяцы, в независимости от наличия или отсутствия выборов, ожидать прорывных дипломатических решений не стоит.
 
- Отношения Израиля и Турции могут каким-то образом сказаться на ходе карабахского урегулирования?
 
- Израильско-турецкие противоречия, конфликтные моменты не имеют особого отношения к Карабаху. Здесь определяющая - ближневосточная проблема. К тому же, несмотря ни на что, я бы не сказал, что между Израилем и Турцией назревает такой уж серьезный конфликт. У нас есть данные о высоких уровнях товарооборота двумя странами в данный момент. То есть политика никак не сказалась на бизнесе, на торговле.
 
Если говорить о возможной переориентации Израиля на Армению, то я не думаю, что это случится. Израиль в отношениях со странами Кавказа придерживается достаточно равновесной дипломатии. Да и у израильского руководства сейчас очень много головной боли, связанной с ближним Востоком, с Палестиной. Им, грубо говоря, не до внешней политики, связанной с Кавказом.
 
Для Баку и Еревана гораздо боле важна позиция Турции, которая, правда, пока не намерена переносить отношения с Израилем на политику на Южном Кавказе.
 
- Насколько, по-вашему, вероятно возобновление военных действий в зоне карабахского конфликта?
 
- С каждым месяцем вероятность военного решения конфликта возрастает. Если быть точнее, то лучше сказать, что она возрастает по мере того, как сокращается вероятность решения конфликта дипломатическим путем. В Ереване это понимают. Отсюда и дезинформация относительно якобы желания Уругвая признать Нагорный Карабах.
 
Другой вопрос - кому подобное развитие событий выгодно и не выгодно, в первую очередь. Думаю, что с учетом тех социально-экономических сложностей, которые переживает Армения, исходя из того, что Ереван не может тратить на свою оборону суммы, сопоставимые с Азербайджаном, война не выгодна, прежде всего, Армении.
 
Так что, несмотря на воинственные заявления, которые постоянно доносятся с армянской стороны, военное решение конфликта стало бы тупиковым для Еревана.
 
Но, исходя из общей ситуации, могу сказать, что, похоже, дело идет к войне. Правда, ни армянская сторона, ни посредники этого бы явно не хотели. И чтобы не было войны, возможно, очень скоро мы услышим новые предложения посредников для сторон конфликта.