Источник: «Курьер-Медиа»
Питерские экстремалы — любители покататься между вагонами в метро, прицепиться к скоростному поезду или сигануть с парашютом с многоэтажки — активизировались. В конце января сразу три парашютиста спрыгнули с жилого дома на пересечении Ленинского и Дачного проспектов. На прошлой неделе полиция задержала 28-летнего мужчину, который средь бела дня спрыгнул с крыши дома на Ленинском проспекте. Трагически закончилось катание 24-летнего питерского студента между вагонами метро. Тело молодого человека обнаружил машинист поезда между станциями "Улица Дыбенко" и "Проспект Большевиков".
"Зацеперы"
Рискованное развлечение имеет свое название — трейнсерфинг. В России людей, катающихся между вагонами поездов, называют "зацеперами". Суть зацепинга состоит в езде на подножках, поручнях и других конструктивных элементах электропоезда, что в условиях узких тоннелей петербургской подземки крайне опасно для жизни.
По словам пресс-секретаря Петербургского метрополитена Юлии Шавель, с прошлого года питерская подземка начала оборудовать пространство между вагонами специальными предохранителями, которые должны предотвращать случайные падения пассажиров метро под колеса поездов. Практически весь подвижной состав уже имеет соответствующие приспособления.
— Тем не менее мы ничего не можем сделать с теми, кто решил с помощью метрополитена свести счеты с жизнью или надумал покататься на свой страх и риск между вагонами. Для таких людей любая преграда будем нипочем, и ориентироваться на это просто нецелесообразно, — говорит Юлия Шавель.
Участились и случаи бесплатного катания на поездах дальнего следования. Транспортная полиция уже не раз снимала молодых людей, которые забирались на крыши или цеплялись к вагонам с помощью альпинистского снаряжения. К сожалению, подобное развлечение в нашей стране хотя и является административным правонарушением, но наказывается чересчур мягко. Так, если это произошло на железных дорогах общего пользования, полагается штраф в размере 100 рублей. Если на трамвае и автобусе — 200 рублей. В метрополитене подобные действия расцениваются как самовольное проникновение посторонних лиц в производственные помещения (в данном случае — тоннель), что, в свою очередь, предусматривает наложение штрафа в размере от 100 до 1000 рублей. В то время как, например, в Германии лица, занимающиеся зацепингом, могут получить штраф до 50 тысяч евро.
"Прыгуны"
Другое экстремальное развлечение современной молодежи — это бейсджампинг, или прыжки с парашютом в городской черте с высотных зданий. Так, в ноябре прошлого года двое молодых людей спрыгнули с крыши завода "Красный химик" на пересечении Химического переулка и улицы Маршала Говорова. За несколько дней до этого в Интернете появилось видео, подтверждающее прыжок экстремалов со шпиля Петропавловской крепости. При этом каких-либо организаций, занимающихся обучением бейсджампингу, в нашей стране нет. Все навыки передается от человека, уже имеющего опыт прыжков. В результате нередко происходят трагедии.
По словам исполнительного директора Санкт-Петербургского психологического общества, доцента кафедры специальной психологии СПбГУ Оксаны Защиринской, подобные занятия даже не похожи на экстремальные виды спорта, в большей степени они напоминают бессознательный суицид.
— Человек решается на такие действия, которые могут привести к летальному исходу. Он рискует, ни на что не рассчитывая, ему важен сам процесс, и по сути, он готов к тому, что все завершится трагично, — уверена психолог.
По ее словам, увлечение подобными рискованными мероприятиями происходит по причине того, что молодые люди находятся в состоянии отчаяния, не знают, как им жить дальше, и не находят поддержки в своей семье. Зацепинг или бейсждампинг в данном случае — лишь экстремальная форма привлечь к себе внимание, заявить о своем существовании.
— Психологи это также называют саморазрушающим поведением. Человек отдается на волю случая и начинает получать удовольствие оттого, что не может контролировать ситуацию. Однако сам патологический процесс, приведший к этому результату, был запущен намного раньше, —резюмирует Оксана Защиринская.
Иными словами, специалисты уверены, что в этом вопросе все меры хороши. Серьезные наказания и грамотная политика в области поддержки семьи могли бы по крайней мере уменьшить число желающих прицепиться к поезду или прыгнуть с крыши.