СПбГУ

«Впервые за последние 20 лет Россия активно вмешалась в ситуацию в дальнем зарубежье»

Источник: «Русская народная линия», дата: 12.03.2012г.
Востоковед Александр Сотниченко о договоренностях российского МИДа и Лиги арабских государств …
Министры иностранных дел Лиги арабских государств (ЛАГ) и глава МИД России Сергей Лавров определили общие принципы урегулирования сирийского кризиса, сообщает РИА Новости. По итогам заседания в штаб-квартире ЛАГ комиссии по Сирии, в котором принял участие Лавров, было опубликовано совместное заявление по Сирии.
Стороны, в частности, призвали к «прекращению насилия со всех сторон» и созданию «беспристрастного механизма мониторинга» ситуации в Сирии. При этом главы МИД ЛАГ и РФ заявили о том, что не приемлют «никакого вмешательства извне». Участники встречи подчеркнули необходимость обеспечить «беспрепятственный доступ гуманитарной помощи ко всем сирийцам». Кроме того, министры выразили «твердую поддержку» миссии спецпредставителя ООН и ЛАГ по урегулированию сирийского кризиса Кофи Аннана «с целью начала политического диалога между правительством и всеми группами оппозиции в соответствии с мандатом, содержащимся в круге ведения, одобренном генеральным секретарем ООН и Лигой арабских государств».
Согласование основных принципов сирийского урегулирования, по мнению арабских экспертов, открывает новую страницу в сотрудничестве России с арабскими странами по сирийскому вопросу. По словам генсека ЛАГ Набиля аль-Араби, согласование общих принципов урегулирования кризиса в Сирии открывает путь к принятию резолюции Совета безопасности ООН, которая будет носить обязательный характер.
Примечательно, отмечает издание, что Катар, который является наиболее жестким критиком режима Башара Асада, заметно смягчил свою позицию. В частности, после переговоров с Лавровым премьер и министр иностранных дел Катара шейх Хамад бен Джасем Аль Тани впервые признал необходимость «прекращению насилия со всех сторон», а также подтвердил, что вмешательство извне в сирийское урегулирование неприемлемо. Ранее Катар и Саудовская Аравия открыто говорили о необходимости вооружения оппозиции, выступающей за свержение сирийского руководства.
Прокомментировать итоги переговоров мы попросили петербургского востоковеда, доцента факультета международных отношений СПбГУ, кандидата исторических наук Александра Сотниченко.
«Пожалуй, впервые за последние 20 лет Россия активно вмешалась в ситуацию в дальнем зарубежье, и ей удалось каким-то образом повлиять на ход конфликта. Я бы не сказал, что это триумф российской дипломатии, потому что на развитие ситуации повлияло много факторов, но, тем не менее, действительно России вместе с Китаем удалось повлиять на целую группу стран, находящихся на противоположных позициях, и заставить их принять российскую точку зрения и пойти на компромисс и переговоры.
Это очень важный шаг, поскольку с потерей Сирии российские интересы на Ближнем Востоке будут сильно затронуты в связи с большим количеством совместных контрактов и расположением российской военной базы. Кроме того, после целой серии арабских революций, в результате которых к власти пришли отнюдь не дружественные России силы и начались разговоры о возможности перенесения революционной ситуации в нашу страну, стало очевидным, что останавливать этот процесс необходимо уже там, пока он не перекинулся на страны СНГ. И, в-третьих, большую роль играет решительность сирийского правительства. Я бы даже назвал это главной причиной, поскольку сирийское правительство, несмотря на беспрецедентное международное давление, смогло успешно завершить военную операцию против боевиков в тех городах, где они были активны, и, фактически выдавить их с территории Сирии или взять в плен. Также повлияло на благоприятное для России (пока, по крайней мере) разрешение ситуации то, что наши оппоненты действовали с беспрецедентной наглостью. Они не стеснялись говорить о том, что не признают ныне действующее законное правительство, финансируют боевиков и поставляют им оружие. На этом сыграла российская дипломатия, задав вопрос так называемым "друзьям Сирии" о том, почему говоря о необходимости мира в этой стране, они не призывают к прекращению огня всеми сторонами конфликта.
Однако, ни в коем случае нельзя думать, что это конец, что это победа и теперь можно строить триумфальные арки. Это только начало очень серьезной операции на Ближнем Востоке, начало серьезного противостояния, которое, возможно, приведет к очень серьезным конфликтам между Россией и её оппонентами. Ситуация с Сирией до предела обострила отношения между Россией и США, Россией и странами Персидского залива, с которыми итак они были довольно сложными. Конфликт открыл глаза на очень многие моменты, которые российское руководство предпочитало не замечать. Известно, что Президент Медведев очень комплиментарно относился к Америке и верил в возможность какой-то "перезагрузки". Но мы видели, что как только ситуация касается каких-либо интересов США, то они ни на какой компромисс идти не хотят. Сейчас же ситуация в регионе очень сильно обостряется. В первую очередь это связано с дискуссией вокруг иранской ядерной программы, которая ведется в мире. Россию фактически вынуждают занять какую-то позицию. Если до этого можно было варьировать между интересами сторон и не иметь какой-то четко заявленной позиции по Ближнему Востоку, то нынешняя ситуация заставляет российский МИД наконец-то принять решение: с кем мы. Либо мы с теми, кого условно называют «мировым сообществом», либо же мы имеем собственную позицию и готовы её отстаивать. И если мы формулируем свою позицию, то необходимо продумывать методы и средства, которыми мы будем её защищать».