Источник: «Vesti.az», дата: 02.05.2012г.
Российский политолог: «Армянская оппозиция может прийти к власти только по «оранжевому сценарию»
Интервью Vesti.Az с доцентом факультета Международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, ведущим аналитиком Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока, кандидатом исторических наук Александром Сотниченко.
- Как можете оценить нынешнюю ситуацию вокруг урегулирования карабахского конфликта?
- Поскольку в настоящее время урегулирование конфликта зависит в первую очередь от России, а у нас политические процессы начнутся после инаугурации президента Путина, то никаких подвижек в этой области не предвидится.
- Как можете прокомментировать предвыборную ситуацию в Армении? Очень скоро там состоятся парламентские выборы. Каковы, по-вашему, шансы оппозиции придти к власти и может ли после этого измениться политика Еревана в вопросе карабахского конфликта?
- Оппозиция в Армении поддерживается США и Евросоюзом. Насколько серьезно это влияние мы увидим в ходе самих выборов. Как мы видим на примере ситуации на Ближнем Востоке, сейчас многое решается не в ходе самого голосования, а в результате использования непарламентских методов борьбы. Оппозиция имеет шансы только при условии митинговой активности сразу после выборов, результаты которой будут оспариваться. Однако, ввиду влияния России в Армении и подготовки правящей элиты к выборам, в том числе, их непарламентской составляющей, вряд ли можно ожидать в Армении аналогий с египетской или сирийской ситуацией. Если же к власти все же придет оппозиция, то только через «оранжевый сценарий», который приведет страну к расколу, а весь регион к хаосу.
- Накануне по ассоциативному соглашению Европейского Парламента была принята резолюция по переговорам Азербайджан-Европейский Союз. В частности, Европарламент признал оккупацию азербайджанских земель Арменией и призвал освободить последние. Как Вы можете оценить подобную резолюцию?
- Реальной силы это соглашение иметь не будет, так как в странах ЕС очень сильно армянское лобби. Мадридские принципы тоже признаны большинством, а воз и ныне там. В первую очередь, это признак того, что ЕС не имеет никакого серьезного влияния на происходящие на Кавказе процессы.
- Что стоит ожидать от ситуации вокруг Сирии?
- Предполагаю, что коалиция, состоящая из стран НАТО, Персидского Залива и «новых ближневосточных демократий» не отступятся от своего плана свергнуть режим Асада. Однако, в результате реализации их плана, в Сирии установится не демократия, а гражданская война ввиду множества накопившихся межэтнических и межрелигиозных противоречий.
В настоящее время Анкара рассчитывает на усиление своего влияния в регионе после революции, однако, итогом будет лишь поток беженцев, многократно превышающий нынешние объемы, терроризм и нестабильность, как в Ираке, Афганистане, Ливии, да и везде, куда вмешиваются США. Режим Асада будет существовать в Сирии еще до года. Любые демократические выборы ввиду неограниченности финансового ресурса у стран-доноров оппозиции, приведут к власти довольно разрозненную группировку сил, объединенную на принципах негативной консолидации населения против надоевшего всем режима. Вряд ли она сможет справиться с накопившимися социальными проблемами и обеспечить стабильное развитие.
- Как можете оценить ситуацию вокруг Ирана? Будут ли в этом году нанесены ракетно-бомбовые удары по Ирану? И если да, то как ситуация вокруг этой страны отразится на странах Южного Кавказа и карабахском конфликте, в частности?
- Главной целью международной коалиции без всякого сомнения является Иран. Однако, только лишь очень серьезный системный кризис может заставить США, Израиль и их союзников пойти на реальные боевые действия. Иран - не Ирак, не Ливия и не Афганистан. Это целая сформировавшаяся веками региональная цивилизация, в рамках которой проживают не менее 100 млн. человек (в одном Иране более 80), готовая отстаивать свое независимое развитие. Учитывая мессианский характер современной иранской идеологии и ее абсолютную идеологическую современность (пожалуй, Иран первым на Ближнем Востоке угадал основной тренд развития XXI в., определенный Жилем Кепелем как «Реванш Бога»), нынешний режим пойдет на все, чтобы сражаться до конца. В 80-ен гг. ХХ в. мир узнал о десятках тысяч безоружных басиджей, разминировавших минные поля своими телами. Кто знает, не будут ли перенесены боевые действия на территорию противника ввиду глобализации и не примут ли они новый, бескомпромиссный характер? Зная об этих несистемных угрозах, Запад и Израиль медлят, надеясь на мирную смену режима в результате «оранжевого сценария». В любом случае для Баку война - это в первую очередь сотни тысяч беженцев (Азербайджан очень хорошо знает, что это такое) и весь связанный с ним комплекс проблем, в результате которых проблема Карабаха и вовсе будет отнесена на второй план.