Николай Кропачев: "... я воспринял эту премию не как личный успех, а как признание заслуг многих людей в университете, в первую очередь – коллектива молодой кафедры. И испытал чувство гордости за наш университет."
Агентство еврейских новостей продолжает цикл интервью с лауреатами премии Федерация еврейских общин России "Скрипач на крыше".
На вопросы АЕН отвечает лауреат премии "Скрипач на крыше 5771" в номинации "Образование", ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев.
Николай Кропачев был удостоен премии ФЕОР за открытие по собственной инициативе в университете кафедры иудаики.
Премию Николаю Кропачеву вручил заведующий кафедрой иудаики ИСАА МГУ Аркадий Ковельман.
- Как возникла и была реализована идея создания кафедры иудаики в СПБГУ?
- Идея создания кафедры СПбГУ на базе функционировавшего в СПбГУ Центра библеистики, гебраистики и иудаики выкристаллизовывалась более десяти лет.
Вопрос неоднократно обсуждался в комиссиях Ученого совета университета и даже рассматривался на заседании Ученого совета, однако необходимого большинства голосов не набирал.
Уставом университета, утвержденным правительством в 2010 году, установлено право ректора после обсуждения на Ученом совете и тщательного изучения вопроса принимать самостоятельное решение об учреждении кафедр, давая таким образом успешным образовательным и научным проектам и программам новые институциональные возможности для развития.
Таким образом, 5 марта 2011 года в СПбГУ была создана кафедра еврейской культуры.
Очень важно, что данная кафедра появилась именно в нашем университете, в Санкт-Петербурге, где в XIX веке зародилась российская академическая иудаика и сосредоточены самые большие в мире собрания еврейских рукописей.
Кафедра еврейской культуры в первом университете России призвана стать ключевым звеном в системе подготовки специалистов по истории культуры еврейского народа, послужить воссозданию и развитию традиций петербургской школы иудаики, обеспечить преемственность академического процесса в различных сферах еврейского образования в России и присутствие российской иудаики в мировом научном сообществе.
- Какие чувства Вы испытали, когда узнали, что стали лауреатом премии "Скрипач на крыше"?
- Как я уже отметил, университет прошел долгий путь от отдельных образовательных и научных проектов до создания полноценной кафедры.
Поэтому я воспринял эту премию не как личный успех, а как признание заслуг многих людей в университете, в первую очередь – коллектива молодой кафедры. И испытал чувство гордости за наш университет.
В то же время я хорошо понимаю, что если университетская иудаика имеет вековую историю, то новая кафедра находится лишь в начале пути.
Чтобы этот путь был успешным, потребуются время и поддержка, в первую очередь – в интернационализации образовательной программы и научных исследований.
Со своей стороны, и руководство университета, и ученые других кафедр такую поддержку оказывали и будут оказывать, но полагаю важным развитие международной кооперации, совместных исследовательских проектов с участием иностранных специалистов в области иудаики.
- Понравилась ли Вам церемония награждения? Было ли там что-то особо запоминающееся?
- Да, конечно понравилась. Запомнилась атмосфера праздника. Не знаю, как происходит отбор лауреатов, но мне приятно было оказаться в одной компании с такими известными людьми, как академик, секретарь Общественной палаты России Евгений Велихов, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, скульптор Георгий Франгулян и другие.
Запомнились слова главного раввина России Берл Лазара о том, что надо уметь принять на себя и нести тяжкий груз, если "это нужно другим людям и это нужно сделать". И прекрасная мысль о том, что каждый из нас может зажечь свою свечу, чтобы добавить в мир немного света.
В то же время меня как русского человека, гражданина Российской Федерации, не могли не задеть часто звучавшие со сцены слова вроде "в России только в синагоге еврей может ощущать себя евреем".
Мне очень хотелось бы, чтобы евреи и мусульмане, православные и католики, очень разные люди разных вероисповеданий и национальностей в равной степени комфортно ощущали себя в нашей стране.