По сложившейся традиции во вторник, 23 сентября, Ректор СПбГУ Н.М.Кропачев провел прием граждан - в этот раз на Математико-механическом факультете (Петродворец, Библиотечная пл., д.2). Некоторые вопросы и ответы имеют, кроме личного, также и общественное значение.
Вопрос об отчислении студентки Факультета международных отношений.
На прием к Ректору пришла не сама студентка, а ее дядя - президент группы компаний - и пытался рассказать о проблеме своей племянницы. Но Н.М.Кропачев объяснил посетителю, что разговаривать он будет только со студенткой. Девушка учится на бюджетной основе, и значит, никаких юридических оснований представлять племянницу в этом вопросе у дяди нет (если бы она училась на коммерческой основе, тогда родители, которые платят за обучение, имели бы право участвовать в решении вопроса о ее дальнейшем обучении). И к тому же, Ректору только со слов дяди известно о том, что студентка хочет продолжать обучение на ФМО. А может быть, у девушки совсем иное мнение: Это первое.
Второй момент: современные студенты - достаточно самостоятельны. Например, на Юридическом факультете (как сообщил Н.М.Кропачев посетителю) студенты отстаивают свои права перед деканатом даже в суде. И выигрывают дела: приказы декана об их отчислении отменяются! Такие, партнерские, отношения в Университете всячески поощряются: студенты и преподаватели здесь общаются не с позиции младшего и старшего, а как коллеги, партнеры.
Третий нюанс: если вопрос Ректором будет решен положительно, то у девушки сложится впечатление, что такое решение было принято из-за того, что на прием пришел ее дядя, успешный и влиятельный человек. А если вопрос будет решен отрицательно, то (не дай Бог) девушка решит, что даже ее дядя ничего не смог поделать:
Через некоторое время на прием пришла сама студентка (уже без дяди). Она рассказала, что во время сессии у нее были медицинские проблемы, и на экзамены она ходила, находясь на больничном. И получила две "двойки". Потом была пересдача, уже перед комиссией, - и снова "неуд":
Н.М.Кропачев объяснил студентке, что ее аргумент "была больна - и не сдала экзамены" не работает. Если на экзамен пришла, надо сдавать. Если студенту стало плохо во время экзамена, вызывают врача, который дает соответствующее медицинское заключение. Если берешься за дело, надо его выигрывать: Для того, чтобы девушка поняла неправомочность своей просьбы, Н.М.Кропачев пояснил это на примерах: адвокат был болен - и поэтому проиграл крупное дело в суде (его клиент пострадал). Каков будет результат? Адвокат потеряет и других клиентов - из-за своей ненадежности. Или: девушка была больна и поэтому вышла замуж не за того парня (можно не комментировать:)
Ректор сообщил студентке, что не видит никаких оснований для отмены приказа о ее отчислении. Если только: не было процедурных нарушений. Сколько членов комиссии принимали экзамен? Сколько времени давали на подготовку к ответу? Когда начался экзамен? Когда зашли в аудиторию? В какой форме проводился экзамен?.. Вопросы сдачи экзаменов регламентируются соответствующими документами. Если были процедурные нарушения (и студентка указывает это в своем заявлении), то Ректор будет разбираться.
"Вы можете опустить руки и сразу сдаться. А можете отстаивать свои права (если они были нарушены) и добиваться реальной их защиты, - объяснил Николай Михайлович. - Включите свою энергию!"
Студентка ушла в раздумье, сказав, что напишет новое заявление на имя Ректора.
Вопрос о ставке доцента.
Старший преподаватель Математико-механического факультета, кандидат физико-математических наук, сообщил Н.М.Кропачеву, что не может получить должность доцента. Ему объясняют, что ставок нет: Ректор ответил, что не будет вмешиваться в решение этого вопроса (который обсуждался в присутствии декана Математико-механического факультета Г.А.Леонова).
Вопросы ставок решаются деканами факультетов. Со временем и фонд заработной платы факультета будет отдан декану. Именно декан решает, какие специалисты необходимы на каждой кафедре и сколько: Н.М.Кропачев вспомнил, что он сам ставку доцента ждал шесть или семь лет. На многих факультетах считают, что кандидат наук должен поработать лет пять, прежде чем получить ставку доцента. А деканы действуют с учетом сложившейся практики.
Вопрос о посещении заседаний ученого совета факультета.
Молодой преподаватель Математико-механического факультета спросил Ректора, может ли он приходить на заседания ученого совета факультета и получать важную информацию "из первых уст". На кафедре ему объяснили, что ученый совет - для избранных, и на заседания могут ходить исключительно члены ученого совета.
Ректор ответил, что существуют документы, регламентирующие работу Ученого совета Университета и работу факультетских ученых советов. И что эти органы управления работают гласно - хотя некоторые заседания ученых советов могут быть и закрытыми (и этом объявляют заранее).
Декан Математико-механического факультета Г.А.Леонов, присутствовавший при обсуждении, добавил, что на заседаниях ученого совета сотрудники факультета могут присутствовать - но не обязательно смогут обсуждать вопросы. Слово "вольнослушателю" могут и не дать (особенно если таких желающих будет несколько), поскольку ученый совет - все же не дискуссионный клуб:
Вопрос о продлении срока проживания сотрудника в общежитии.
(Этот вопрос был впервые задан на предыдущем приеме Ректора. Теперь он получил продолжение:)
Сотрудник НИИЗК Геологического факультета рассказал о том, что вместе с семьей (жена и четверо детей) проживает в двухкомнатном блоке в общежитии СПбГУ. Просит продлить срок проживания их семьи в общежитии.
Ректор выразил понимание проблемы. Но, ответил Н.М.Кропачев, право распоряжаться местами в общежитиях отдано деканам факультетов. И обращаться просителю нужно не к Ректору, а к декану Геологического факультета И.В.Булдакову.
Тот же сотрудник НИИЗК Геологического факультета пришел на прием второй раз - с той же просьбой. Оказалось, что ему не продлевают срок проживания в общежитии, на служебной площади, из-за того что он - не преподаватель, а инженер.
Н.М.Кропачев объяснил просителю, что служебную площадь Университет использует в первую очередь для поселения преподавателей. Это делается из-за того, что преподавателей не хватает, их найти труднее, чем технических работников: преподаватели - белая кость. Ректор действует во благо Университета, а не во благо одного конкретного человека. А в сегодняшней ситуации Университет нужны преподаватели. И поэтому, например, 41 квартира в университетских общежитиях (служебная площадь, занятая электриками, сантехниками и другими техническими работниками) в настоящее время освобождается - для того, чтобы поселить преподавателей.
Вопрос о переводе на бюджетную форму обучения.
Студентка 5 курса исторического факультета сообщила, что учится на "отлично" на коммерческой форме обучения, а на бюджет ее не перевели. Просит об этом Ректора: На вопросы Н.М.Кропачева о том, сколько было вакантных мест, как комиссия решала вопрос о переводе на бюджет, кого перевели, а кого нет - точной информации Ректору получить не удалось. Студентка отвечала, что зам.декана говорил о 10 вакантных местах, а о процедуре перевода она не знает ничего.
Н.М.Кропачев объяснил студентке, что вся информация о переводе должна быть гласной. И если она хочет получить эту информацию, нужно требовать ее от руководства факультета. Для того, чтобы понять, законно ли происходил перевод, кто переведен, а также, есть ли у нее те достижения, которые имеют те, кого перевели на бюджет: И если обнаружатся нарушения, требовать от Ректора восстановления справедливости. "Если хотите быть счастливой, боритесь за свое счастье, требуйте его!" - заключил Николай Михайлович.
Вопрос о закупке нового научного оборудования.
Научный сотрудник Физического факультета привел сравнительные данные, насколько наш Университет уступает МГУ по мощности суперкомпьютеров. И попросил у Ректора огромную сумму денег на закупку высокоскоростного вычислительного кластера - чтобы догнать и перегнать МГУ и других соперников.
В ответ Н.М.Кропачев напомнил, что на Физическом факультете недавно, в рамках Инновационного проекта "Образование", были закуплены очень дорогие приборы. Но до сих пор, уже года два, это оборудование стоит не распакованное, в коробках: Зачем же тратить еще? Не лучше ли научиться эффективно использовать то, что имеем? А уже затем просить что-то новое.